Расчёт зубчатых колёс
 
С целью принятия решения о методе улучшения напряжённо-деформированного состояния (далее – НДС) зубчатых колёс целесообразно выполнить расчёт НДС и определиться с опасными точками проектируемой геометрии. Далее может быть предложен рад мероприятий для упрочнения и оптимизации изделия.
Повысить сопротивление усталости зуба на изгиб можно, увеличивая модуль зацепления или применяя более прочный материал. Для снижения динамических нагрузок повышают точность изготовления колёс и вводят модификацию поверхности зуба. Для уменьшения концентрации напряжений у торцов зуб делают бочкообразным. Повышение предела выносливости зубьев обеспечивается:
a) упрочнением поверхности, которое достигается химико-термической обработкой и наклёпом впадин;
b) уменьшением шероховатости поверхности у основания зубьев, применяя направленное полирование впадин (в плоскости, перпендикулярной оси колеса);
c) при нарезании зубьев не следует допускать уменьшения радиусов переходной поверхности;
d) использование зубьев, не шлифуемых у основания после закалки (с поднутрённой конфигурацией ножки), гарантирует отсутствие прижогов от шлифования, которые снижают предел выносливости.
Напряжённо-деформированное состояние